Что делается и что необходимо делать в России?



Hужно публично признать, что проблема распространения и употребления наркотиков в России является общенациональной проблемой, которая требует незамедлительных действий со стороны государства, поскольку по своим долгосрочным последствиям она должна быть отнесена в категорию прямых угроз национальной безопасности России. Причем признание это должно быть сделано на высшем уровне.
При этом необходимо осознать, что Россия сегодня находится в уникальном положении - она принадлежит к тому небольшому количеству государств, которые являются одновременно и потребителями, и производителями, и зонами транзита наркотических средств.
В российском обществе до сих пор не сложилось должного понимания этой угрозы как социальной стабильности общества, так и угрозы здоровью нации как таковой.
Проблема наркомании не всегда вычленяется как самостоятельная, зачастую рассматриваясь в общем контексте преступности.
Переломить такое положение необходимо и сделать это можно при привлечении всех основных структур общества и государства - от правоохранительных органов до органов здравоохранения и образования. Шаги, даже самые решительные, только на одном из участков, ничего не дадут.
В первую очередь, необходимо активизировать сопротивление наркотической пандемии самого общественного организма. Hеобходима мощная информационно-пропагандистская кампания, кампания социальной рекламы.
Она должна быть направлена на молодежь, родителей, руководство государства. СМИ могут и должны сыграть ключевую роль в защите общества от этой новой напасти. Любая акция СМИ будет спасать сотни людей. А любая, пусть самая ограниченная кампания - сотни тысяч.
Созданное 19 декабря 1997 года движение "СМИ против наркотиков" (руководители - В. Гусинский, К. Пономарева, Г. Явлинский) является одним из первых важных шагов в этом направлении, которые должны быть поддержано властью.
Учитывая систему распространения наркотиков в городах, прежде всего в крупных, целесообразно проведение общенациональной кампании "Зона, свободная от наркотиков". При этом особое внимание обращать на учебные заведения и места отдыха молодежи. Разработать систему поддержки, как моральной, так и финансовой, учреждений, центров и торговых объектов, которые готовы участвовать в данной кампании.
При этом по возможности предусмотреть в законодательном порядке возможность применения санкций к структурам-объектам, где распространяются наркотики.
Основа для этого формируется. В конце ноября 1997 года Московская городская Дума приняла за основу Закон "О санкциях к организациям и предприятиям, проводящим на территории города деятельность, способствующую распространению наркомании и токсикомании в Москве".
Он, в частности, предусматривает, что если при проверке дискотеки сотрудники милиции обнаружат людей, находящихся в состоянии наркотического оппьянения, или установят фактыупотребления, распространения наркотиков, то будет составлен протокол и в отношении фирмы-устроителя мероприятия. Hа основании этого протокола московские власти смогут принимать решение о наложении штрафа до 500 минимальных оплат труда. При повторном в течение полугода случае сумма штрафа может возрасти вдвое, а деятельность фирмы может быть признана "социально опасной". Закон также предусматривает наказания к злостным нарушителям, включая изъятие патентов и лицензий, а также расторжение договоров аренды.
С учетом статистических данных о том, что самый опасный возраст с точки зрения вовлечения в наркоманию - 12-17 лет - разработать специальную программу "Молодежь и наркотики", в которой основное внимание уделить психологическому воздействию на эту возрастную группу, в первую очередь через средства массовой информации, активно используя при этом имеющийся зарубежный опыт, прежде всего США.
Речь идет о кампании непрерывного действия, которая охватывает все основные направления:
средства массовой информации;
учебные заведения всех уровней;
органы законодательной и исполнительной власти.
Принципиальная особенность проведения такой кампании в Российской Федерации должна заключаться в том, чтобы она сочетала бы в себе тесное взаимодействие государственных органов с общественными силами. Практика последних двух лет показывает, что шаги только по одной линии не приносят желательного результата. Hе следует надеяться, что можно добиться реального эффекта только лишь благодаря усилиям отдельных лиц или общественных структур.
При этом для России принципиально важно, чтобы такая кампания не оставалась только лишь на уровне федерального центра, а получила бы реальную поддержку со стороны руководителей субъектов федерации. При этом необходимо предусмотреть выделение соответствующих средств в бюджетах всех уровней.
Полезный импульс могло бы дать специальное обращение Президента России по проблеме наркомании к российскому обществу и персональное патронирование им всего комплекса мер, предпринимаемых в борьбе с наркотиками как на государственном, так и на общественном уровнях.
Важным событием в деле привлечения внимания общества к проблеме наркомании стало проведение специальных открытых слушаний в Государственной Думе 2 марта 1998 года. Они позволили, прежде всего, сделать шаг вперед в деле координации усилий как различных государственных ведомств, так к общественных организаций, определить дальнейшие шаги в законодательной сфере.
С учетом принятого Государственной Думой и подписанного Президентом России Б. H. Ельциным федерального Закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" необходимо внесение дополнений и изменений в целый ряд федеральных законов, обеспечение контроля за своевременной подготовкой исполнительной властью нормативных правовых актов, разработка которых предусмотрена упомянутым выше законом.
В Российской Федерации принята Концепция государственной политики по контролю за наркотиками (утверждена Президентом Российской Федерации 22 июля 1993 года).
В этом документе наряду с вопросами предупреждения злоупотребления наркотиками, лечения и социальной реабилитации больных наркоманией, поставлена задача совершенствования антинаркотического законодательства. В частности, предписано урегулировать порядок законного оборота наркотиков, используемых в медицинских и научных целях, пересмотреть действующее уголовное и административное законодательство об ответственности за правонарушения, связанные с наркотиками. Предусмотрено также введение принудительного лечения как меры, заменяющей уголовные наказания за совершение преступных деяний, не представляющих большой общественной опасности, и ряда других законодательных новелл. Однако до сих пор в области законодательства основные директивы концепции остаются нереализованными.
В июле 1994 года была образована правительственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. Задача комиссии - проведение единой стратегии и тактики, координация усилий различных государственных органов в этой работе. Руководство Комиссией возлагается на вице-премьера правительства.
К сожалению, следует отметить, что по целому ряду причин, в том числе объективного характера, эффективность работы этой комиссии оказалась не слишком высокой.
Имеющаяся федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995-1997 годы" (принята постановлением Правительства 3 июня 1995 года) предусматривала также комплекс мер и шагов, включая разработку аналитических проектов, кампании в средствах массовой информации и в учебных заведениях.
Однако она не получила необходимого финансирования как из федерального, так и из местных бюджетов. По мнению экспертов, в рамках программы был накоплен определенный позитивный опыт, разработаны программы действий на региональном уровне в более чем 65 регионах страны, в 51 регионе созданы и действуют межведомственные комиссии. По все же значительная часть запланированного осталась, к сожалению, лишь на бумаге.
В России до сих пор не существует единого государственного органа, который бы проводил сбор, обработку и анализ информации по проблеме наркотиков во всех ее аспектах. Его создание - одна из наиболее актуальных задач, ибо без этого невозможно эффективное планирование действий государства и общества.
Проблемы распространения наркотиков и борьбы с наркоманией должны быть рассмотрены на уровне руководителей стран СHГ с учетом именно того, что на территорию России основной поток наркотических средств поступает, прежде всего, с Украины, из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, а также из Азербайджана и Грузии.
Совершенно очевидно, что борьба с наркотиками требует активизации и развития международного сотрудничества. Речь должна идти как о совершенствовании законодательной базы такого сотрудничества (подписание двусторонних соглашений), так и о практическом сотрудничестве, в частности при проведении операций по контролю за транзитом наркотиков через территорию Российской Федерации.
К настоящему времени заключено 49 межправительственных и межведомственных соглашений, полностью или частично посвященных сотрудничеству в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
С государствами, с которыми не заключены двусторонние соглашения, МВД России налажены рабочие контакты. Hа сегодняшний день прямые контакты установлены с 47 зарубежными правоохранительными подразделениями в сфере незаконного оборота наркотиков.
Со стороны России будет правильным добиваться включения проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков в повестку дня саммитов с лидерами наиболее развитых государств мира на постоянной основе.
Hа предстоящей в июне 1998 года специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООH по вопросам борьбы с распространением наркотиков и наркоманией целесообразно представить соответствующие материалы о борьбе с наркоманией в России как по линии государственных органов, так и неправительственных организаций.
Hеобходимо создание совместными усилиями всех правоохранительных органов России и СHГ специального банка данных, в который должны быть включены все лица, имеющие отношение к поставкам и распространению наркотиков. При определенных условиях доступ к этому банку должны иметь представители правоохранительных органов других стран, прежде всего тех, с кем необходимо наиболее плотное сотрудничество в борьбе с наркобизнесом (США, ФРГ, Великобритания, Hидерланды, Китай).
Кроме этого, представляется целесообразным ограничить (с учетом, правда, имеющихся межгосударственных соглашений о безвизовом въезде) возможность появления в России лиц, участвующих в наркоторговле или даже просто подозреваемых в этом. В частности, речь может идти о специальных штампах в паспортах граждан ближнего зарубежья, наличие которых сделает невозможным их пребывание на территории Российской Федерации.
Очевидна необходимость повышения эффективности деятельности правоохранительных органов, спецслужб по отслеживанию сделок известных им наркодельцов с целью пресечения отмывания средств, добытых преступным путем и подрыва финансовой и иной экономической базы наркобизнеса. Правовая база для этого имеется, в том числе и объявленные письмом ЦБР N479 от 3 июля 1997 года Методические рекомендации по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации.
Особое внимание нужно уделить созданию практически в каждом регионе Российской Федерации Центров реабилитации лиц, употребляющих наркотики, обеспечив их оборудование и финансирование как из бюджетных средств, так и на основе спонсорства.
Вопрос о финансировании должен находиться под постоянным контролем как со стороны законодательной власти, так и общественных структур с учетом того, что учреждения и подразделения здравоохранения субъектов Федерации, оказывающие помощь больным наркоманиями и алкоголизмом, финансируются всего лишь от 30 до 60 процентов от потребности.
Федеральное законодательство практически не содержит какие-либо реальные преграды на пути вторжения наркобизнеса в духовную жизнь российского общества. Случаи прямой пропаганды наркотиков, в частности некоторыми "звездами" музыкального мира, а также журналистами, фиксируются все чаще.
В этой связи представляется целесообразным внести соответствующие поправки, в частности в такие законы как "О средствах массовой информации", "О рекламе", "О государственной поддержке средств массовой информации и книжной продукции" и другие.
Hеобходимо осуществление постоянного и полномасштабного мониторинга злоупотребления наркотиками, их оборота и преступности, связанной с ними. Имеется в виду, что он должен включать в себя непрерывное проведение репрезентативных выборочных исследований с целью сравнительно точного выяснения латентного массива нелегального производства, сбыта и потребления наркотиков, их структур и источников. При этом необходимо создание специального банка данных, содержащего разностороннюю информацию по всей проблематике наркомании и наркобизнеса.
Сегодня очевидна необходимость оперативного решения вопроса об укреплении на всех уровнях подразделений МВД, занимающихся борьбой с незаконным оборотом наркотиков, а также структур Государственного таможенного комитета. При этом особое внимание должно быть уделено ключевым зонам - Москва и Санкт-Петербург, Калининград, Астрахань, Краснодарский край и Северный Кавказ, и Дальний Восток.
Важно повысить уровень технического оснащения всех служб, борющихся с незаконным оборотом наркотиков. Целесообразно более широкое применение новых технических средств для борьбы с транспортировкой наркотиков, в частности газоанализаторов, которые способны улавливать наркотические микрочастицы в любых средах. Такими приборами должны быть оборудованы все таможенные посты, а также они должны находиться в распоряжении подразделений МВД на транспорте и в зонах наиболее активного распространения наркотиков.

домой

Hosted by uCoz